Барселона, день третий

В третий день мы отправились в Парк Гуэля и по местам Гауди.

IMG_1294

До парка мы поехали на метро, доехав до метро Lesseps откуда можно пешком дойти до парка Гуэля, мы обратили свое внимание на точку на карте не далеко от метро, с очередной достопримечательностью. И таковым оказался Каса (дом) Висенс:

IMG_1242

Каса Висенс (Дом Висенс) – это одно из первых значительных произведений выдающегося архитектора Антонио Гауди, которое было создано им на заре его творчества. Здание, выполненное в стиле модерн, резко выделялось на общем фоне многочисленных в то время эклектических сооружений. Этот дом был заказан молодому архитектору промышленником Мануэлем Висенсом, занимавшимся производством кирпича и керамической плитки. Этим отчасти объясняется большое использование этих материалов при строительстве и отделке дома. 

Дом был возведен в период с 1883 по 1889 год. Эта работа Гауди демонстрирует большое влияние на его раннее творчество испано-арабского стиля мудехар, которое особенно ярко проявляется в отделке верхней части здания. Вместе с тем, Гауди уже здесь использует и новые, свойственные только ему элементы и приемы. 

В плане дом имеет правильные формы с множеством выступающих фронтонов, эркеров, контрфорсов и башенок, что придает ему дополнительный объем. Основной материал, который был использован архитектором при постройке дома, – необлицованный камень, также во многом используется кирпич, черепица и керамическая плитка, производимые хозяином. Дом Висенс сразу привлекает взгляды богатой отделкой керамической плиткой квадратной формы, выложенной в шахматном порядке, и плиткой с ярким цветочным узором. Много используется и кованых деталей, причем архитектор сам проектировал значительную часть решеток для ворот, окон и балконов. 

Наряду с другими зданиями Антонио Гауди, Дом Висенс включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом является частным владением, и потому отсутствует возможность его осмотров изнутри, однако в день Св. Риты, 22 мая, он становится открытым для посещений. 

В 2007 году Каса Висенс был выставлен на продажу. 

Уже от дома Висенс мы отправились в парк Гуэля.

Пряничные домики при входе:

IMG_1246

В начале прошлого столетия великим мастером Антонио Гауди было создано завораживающее творение – парк Гуэль. Заказчиком проекта выступал Эусебио Гуэль, который хотел создать территорию, сочетающую жилые зоны и зоны садов, так называемый «город-сад». Площадь парка Гуэль составляет 17,18 га, а его строительство велось в несколько этапов на протяжении 14 лет – с 1901 по 1914 год. Участок располагался на склоне холма, а потому парк пришлось обустраивать в несколько уровней. 

Территория будущего парка была разделена на множество земельных участков для строительства особняков. Но ввиду отдаленности от центра города участки не пользовались спросом, и Гуэлю удалось продать только 2 из них. Таким образом, то, что задумывалось изначально Гуэлем – создание заселенного мини-города, не удалось осуществить до конца. По плану застройки парка предполагалось сооружение рынка, часовни, театра, здания для привратника. Тем не менее, некоторая часть задуманного была осуществлена, и был создан сказочный ландшафтный парк удивительной красоты. 

Самыми значимыми являются две постройки у входа в парк – дом привратника и здание администрации. Эти сооружения выглядят скорее как пряничные сказочные домики, словно политые глазурью. Парадная лестница ведет к залу Ста колонн, имеющему потрясающую акустику. На нижнем уровне лестнице расположился сказочный персонаж – Дракон, выполненный из мозаики. На верхнем уровне парка расположена знаменитая скамейка в форме длинного сказочного змея, созданная Гауди совместно с Жузепом Жужолем и полностью выложенная осколками мозаики, создающими невероятные узоры. Поражают своей необычностью и прогулочные аллеи, созданные из местного камня.

Каждое сооружение, выстроенное на территории парка, представляет собой целое архитектурное произведение, и стилистически, и декоративно завершенное. Каждая постройка, каждый элемент здесь поистине уникален. Гениальному зодчему удалось создать настоящий архитектурно-ландшафтный шедевр, признанный произведением мирового архитектурного искусства, равного которому нет, и вряд ли будет. 

На территории парка находится дом-музей Гауди, где он прожил с 1906 по 1926 год.

Музей мастера предлагает на обозрение публике некоторые его личные вещи и богатую коллекцию мебели, созданной когда-то для других. Кроме того, в музее находится собрание полотен таких известных живописцев, как Миро и Пикассо. Есть еще одна вещь, созданная самим Гауди, которую можно посмотреть и потрогать в музее — ограда, окружающая сад возле дома. Это витые металлические арки, характерные для творчества Гауди.

На верхний уровень парка перед домиками вход платный и строго по времени, справа от главного входа есть кассы, где мы купили билет, кассир строго указал время входа, а до намеченного времени дается время погулять по парку, куда вход бесплатный.

IMG_1247

На территории парка церковь:

IMG_1258

Вид из парка на Барселону:

IMG_1266

На территории парка:

IMG_1282

Главная достопримечательность парка Гуэля:

IMG_1294

Дракон:

IMG_1317

Полюбовавшись красотой парка мы отправились к Королевскому дворцу и еще одному знаменательному месту Гауди — Ворота усадьбы Миральеса (Porta de la finca d’Miralles). Доехав на метро до станции Marina Cristina мы увидели комплекс интересных бизнес центров под названием Edificis Trade:

IMG_1334

На против очень интересное зеленое здание:

IMG_1335

Мы взяли путь на Ворота усадьбы, возле которых стоит памятник Гауди, они находятся в жилом тихом районе Барселоны.

Среди жилых домов на тихих улочках встретили памятник:

IMG_1336

а вот и сами Ворота усадьбы Миральеса (Porta de la finca d’Miralles):

IMG_1343

Это ещё одно творение гениального Антонио Гауди. На самом деле ворота выглядят сиротливо посреди нового квартала, поскольку лишены гармонии окружающего пейзажа, задуманного мастером. Когда Гауди трудился над ними, усадьба Миральеса, близкого приятеля архитектора, была загородным домом.

Но если подольше постоять перед ними и абстрагироваться от внешнего хаоса, очарование форм способно привести в состояние, близкое к вдохновению. Как трудно описать музыку, так же трудно рассказать и о том, в чём именно заключается влияние форм великого мастера.

Ворота были небольшим заказом, выполненным Гауди как одолжение фабриканту Миральесу. Как раз в этот период (1901–1902 годы) архитектор создавал свой первый большой особняк — Дом Кальвета. Можно предположить, что ворота спроектированы мимоходом, как бы одним взмахом волшебной палочки. Тем ценнее эта вещь, показывающая направление мыслей художника. Если Дом Кальвета ещё достаточно строгое творение, то ворота — великолепный образец того, чем в дальнейшем прославился мастер.

При первом взгляде на ворота проникаешься ощущением, что такая конструкция просто не может быть устойчивой. Её визуальный центр — асимметричный завиток, напоминающий плавными линиями морскую раковину — сильно смещён вправо. Только спустя время становится понятно, что он повторяет контур арочного проёма и опирается на всю конструкцию, состоящую из массивного фигурного столба со специальным гнездом для герба и двери, выполненной из толстых железных прутьев. Это сюрреалистическая вещь, сделанная совершенно в духе Сальвадора Дали, но пока ещё поданная достаточно скромно. Видимо для компенсации впечатления Гауди поместил над въездом строгий двускатный каменный навес. Впрочем, он не может ввести в заблуждение искушённого наблюдателя и убеждает, что в своём развитии творческая мысль знаменитого архитектора испытала те же влияния, что и внутренний мир последователей сюрреалистического течения в искусстве.

Удаляясь от ворот вдоль жилого квартала в сторону Королевского дворца Педральбес, с тыльной стороны, мы обнаружили красивейшие ворота с драконом Павильоны усадьбы Гуэль (Pavellons de la finca Guell):

IMG_1351 IMG_1357

Это одна из самых ранних работ великого гения архитектуры Антонио Гауди. Павильоны Гуэль расположенные в Барселоне, в районе Педральбес, были построенные между 1884 и 1887 годами.

В конце 19 века территория города Барселоны была намного меньше, чем сейчас и район Педральбес в то время находился за пределами черты города. Состоятельные каталонцы того времени предпочитали отдыхать летом в своих загородных резиденциях, вдали от городского шума и суеты. Гуэль задумал реконструкцию своего летней загородной резиденции, построенной архитектором Жоаном Марторель-и-Монтельс. Гуэль расширяет свои владения, приобретая еще несколько участков. Заказ на перестройку загородного дома он отдает Антонио Гауди, поручая ему переделать парк, реформировать загородный дом, возвести ограду с воротами, построить новые павильоны на въезде в усадьбу, так же архитектору было поручено построить конюшню с крытым манежем. 

Гауди задумал выполнить постройку в стиле «неомудехар» с использованием мавританских мотивов. Это стиль очень хорошо отвечал требованиям заказа: был актуален,красочен, декоративен. Архитектор запланировал окружить усадьбу стеной из тесанного камня с несколькими воротами, главными из которых будут ворота с решеткой из кованого железа в форме дракона. По обеим сторонам участка Гауди возводит дом привратника и конюшни с манежем. Все постройки, включая стену вокруг усадьбы выполнены в едином стиле, с использованием одного и того же абстрактного узора, напоминающего чешую дракона. Таким обзором архитектор хотел показать, что проект, несмотря на то, что включает разные постройки, основан на едином замысле. Как и все последующие работы Гауди, эти постройки глубоко символичны, здесь нет никаких случайных деталей.

В основу замысла архитектора лег миф о волшебном саде Гесперид. Этот миф получил отражение в поэме “Атлантида” каталонского автора Жасинта Вердагера, который часто посещал в усадьбу Гуэлья. Отец жены владельца усадьбы маркиз де Комильяс оказывал поддержку поэту, ему Вердагер и посвятил свою поэму. Это произведение получило общеевропейское признание.

К сожалению, от первоначальной постройки до наших дней уцелело немногое. После смерти Эусеби Гуэля его близкие передают особняк испанской королевской семье, которая перестраивает его под дворец Педральбес. Остальные постройки, которые возвел Гауди были кардинальным образом перестроены, их первозданный облик не сохранился. 

Самая интересная, сохранившаяся часть усадьбы — ворота в виде дракона. По легенде кровожадный дракон Ладон охранял вход в сад, где росло дерево с золотыми яблоками, дарующими вечную молодость и бессмертие.

Гауди, следуя легенде, создает ворота с драконом из кованного металла. Скульптура дракона, по проекту Гауди была выполнена в кузнечной мастерской Валет и Пике. Гауди так же придумывает особый механизм, позволяющий дракону двигаться, когда ворота открывались. Сама скульптура дракона, должна была быть разноцветной, выкрашенной красками, глаза дракона были сделаны из цветного стекла. Восстановить композицию в цвете не удалось, фотографии предоставленные для реставрации были сделаны в черно-белом цвете, цветной фотографии еще не было. 
Слева от ворот находится дом привратника — двухэтажная конструкция, в которых размещены рабочие и жилое помещении. 

Сама же усадьба была закрыта для посещения, поэтому мы пошли в парк Дворца Педральбес, где встретили милых попугайчиков:

IMG_1359

Сам парк прекрасное место для прогулок, где в тени пальм и других зеленых насаждений можно спрятаться от городской суеты и палящего солнца:

IMG_1367

В сердце парка находится Королевский дворец Педральбес (Palacio Real de Pedralbes):

IMG_1372

Королевский дворец Педральбес некогда служил резиденцией королевской семьи Испании в Барселоне. История дворца началась в 1918 году, когда местный промышленник Эусеби Гуэль подарил свой особняк королю в знак благодарности за присвоение ему титула графа. Особняк был перестроен во дворец, который состоит из центрального здания в четыре этажа с часовней внутри и боковыми трехэтажными пристройками, формирующими вместе с ним полукруг. Снаружи фасад выполнен в каталонском стиле с колоннами тосканского ордера, образующими два крыльца с округлыми арками. Интерьер здания сочетает множество стилей, как в оформлении, так и в подборе мебели, начиная от стиля Людовика XIV и до более современных.

Отдельного слова заслуживает сад дворца, аллеи которого выполнены в строгой геометрии. Их украшают скамейки из бамбука и фонтаны. Здесь представлены различные виды пальм и кипарисов, кедры, липы, душистые эвкалипты, магнолии, акации и много цветущих растений. В отдаленном углу сада находится фонтан работы Антонио Гауди, который среди густой растительности случайно обнаружили в 1980 году.

Отдохнув в парке мы отправились к Камп Ноу, Стадиону ФК Барселона:

IMG_1389

Строительство началось весной 1953 года и продолжалось до 1957 года, а архитектором выступил Франсеск Митханс, двоюродный брат президента «Барсы» Франсеска Миро-Санса. Открытие состоялось 24 сентября 1957 года дружеским матчем, в котором «Барселона» со счетом 4–2 переиграла польскую «Легию», а автором первого гола на новом стадионе стал Эулохио Мартинес. Что касается названия, то официальным именем стадиона до 2000 года было Estadio del Club de Fútbol Barcelona (Стадион ФК «Барселона»), однако в народе практически с самого начала арену именовали «Камп Ноу», что в переводе с каталанского означает «новое поле» или «новый стадион». С 2000 года стадион официально стал называться «Камп Ноу» ко всеобщей радости кулес (cules), как называют болельщиков «Барсы».

IMG_1392

Цены на посещения самого стадиона и музея оказались довольно «кусачими» поэтому мы решили отложить посещение по настроению на последний день в Барсе, перекусив в кафе при стадионе мы отправились гулять дальше. На самом деле мы были уже порядком уставшие и искали метро чтоб отправиться  в номер, не соорентировавшись по карте, вместо метро мы набрели на парк Parc Espanya Industrial:

IMG_1402

Парк Промышленной Испании (Parc de l’Espanya Industrial) лежит посреди квартала Санс (Barri Sants), где раньше дымили трубы первых барселонских фабрик. Сам этот обширный парк развлечений тоже был разбит на бывшей промышленной территории, рядом с современным вокзалом Санс. Баскский архитектор Луис Пенья Ганчеги спроектировал здесь зону отдыха площадью 37 000 м2 с десятью футуристического вида смотровыми башнями и с бестеневыми прожекторами. Самый центр парка – это пруд, окружённый водопадами, лесенками и ручейками, где можно совершить романтическую прогулку на лодке. Ещё один аттракцион, прежде всего для детей, – горка в виде дракона недалеко от входа (работа Андре Нагеля):

IMG_1415

И тут соориентировавшись на карте и обнаружим новые силы решили дойти до парка Жуана Миро, в центре которого на небольшой площади возвышается скульптура «Женщина с птицей»:

IMG_1433

В месте, где когда-то вереницы животных шли под нож мясника, сегодня стоят ярко раскрашенные скульптуры Миро: это фантазийно оформленный парк Жуана Миро (Parc de Joan Miró) , среди местного населения более известный как Parc de l’Escorxador («Парк-скотобойня»). В центре пруда возвышается яркая, украшенная керамическими черепками скульптура Миро: «Dona i Oçell» («Женщина с птицей»). Углубившись в парк, вы найдёте там игровую площадку, перголы (увитые плющом беседки), футбольные поля, пальмы, пинии и эвкалиптовые деревья. Всё это превращает его в маленький (хотя и не очень ухоженный) оазис отдыха.

Рядом с парком находится большой Торговый центр Arenas de Barcelona, на крыше котого находится бесплатная смотровая площадка, но за 1 евро можно подняться на лифте.

IMG_1434

Со смотровой площадки открывается вид на площадь Испании:

IMG_1450

Национальный музеей каталонского искусства:

IMG_1484

На Парк Жуана Миро:

IMG_1470

Вот от сюда мы и решили начать следующий день и посетить Олимпийскую деоевню, которая находится за Национальным музеем каталонского искусства.

hamster