Барселона, день второй

Второй день я бы назвала — «голопом по достопримечательностям центра Барселоны»

IMG_1040

Утро началось с Саграды Фамилии, очень хотелось ее посетить, но очередь огибающая храм отпугивала, поэтому ее посещение решили отложить на последний день. Вооружившись путеводителем мы пошли гулять по окрестностям Саграды и вот что  мы обнаружили — красивешее здание Больницы Святого Креста и Святого Павла:

IMG_0810

Решенные в стиле эпохи модерн корпуса Больницы Святого Креста и Святого Павла, построенные по проекту гениального архитектора Льюиса Думенек-и-Мунтанера – один из высочайших эталонов барселонской архитектуры начала XX века. Особое значение этого комплекса еще и в том, что здесь удивительным образом сочетаются функциональный и художественный аспект.

История Больницы Святого Креста восходит к 1401 году, когда было принято решение объединить в одном здании разные маленькие больницы города. При поддержке короля Арагона Мартина Гуманного в квартале Раваль было возведено величественное готическое здание, в котором разместилась новая больница. В течение 400 лет больницу расширяли и ремонтировали, но к середине XIX века стали необходимы очередное увеличение помещений и модернизация, что невозможно было выполнить в старых средневековых зданиях.

В старинном средневековом здании больницы Святого Креста располагаются Государственная библиотека Каталонии и Институт каталонских исследований.

Правда в момент нашего посещения она находилась на реконструкции и закрыта для посещения.

По Авеню de Gaugi мы вернулись к Саграде, на авеню стоит такой памятник:

IMG_0818

и такие старинные фонари:

IMG_0820

От Саграды по Авеню Diagonal мы спустились к Дому Террадес, по пути встретив утопающую в зелени церковь:

IMG_0846

Дом с Шипами (Дом Террадес):

IMG_0849

Дом с Шипами (или дом со Шпилями от каталонского Casa de les Punxes) напоминает средневековый замок. Высокий и статный, он занимает целый квартал на улице Авингуда Диагональ и сразу же бросается в глаза своей необычной для Барселоны архитектурой. На самом деле к средневековью Дом с Шипами не имеет никакого отношения. Это очередной памятник модернизма, построенный архитектором  Жозефом Пуидж и Кадафалч.

Это гигантское творение знаменитого каталонского архитектора Жозефа Пуч-и-Кадафалька занимает в Барселоне целый квартал. Дом имеет шестиугольную форму и выходит фасадами на проспект Диагональ, улицу Брук и улицу Россельо. Он был построен в период с 1903 по 1905 годы и является, пожалуй, самым крупным и известным творением этого мастера каталонского модерна.

«Домом с шипами» это здание назвали из-за шести остроконечных башен, возведенных по углам строения. Один знаток окрестил его из-за этого гибридом фламандской ратуши и подделки под средневековый замок. На самом деле все гораздо сложнее. Пуч-и-Кадафальк как бы составил мозаику своего строения из трех разностилевых домов. Кроме башен у дома шесть фасадов. Они украшены по-разному. Некоторые облагорожены вкраплениями участков с изящной резьбой по камню, а некоторые увенчаны картинами в виде изразцовых панно аллегорической тематики. Самое известное из них, наблюдаемое с улицы Россельо, является изображением воинственного святого Георгия. Оно отражает мятежный дух провинции не только намеком на освободительную миссию святого Георгия, но и впрямую открытым письменным призывом «Sant Jordi, patró de Catalunya, torneunos la llibertat», то есть «Святой Георгий, верни независимость Каталонии», как-то так. Встречаются среди деталей архитектурного оформления здания элементы готического стиля и типичные для эпохи возрождения пышные формы.

Стиль модерн подчеркнут повсеместно материалом, из которого возведено строение. Для его постройки применялся красный кирпич и светлый тесаный камень. Кирпич составляет тело дома, камень, облагороженный резьбой, служит для придания его чертам индивидуальности. Резьба имеет флористические мотивы.

С авеню Диагональ мы как в первый день свернули на Пассеч-де-Грасия чтоб еще раз восхититься «Кварталом раздора»:

IMG_0855 IMG_0858

Каса Мила:

IMG_0869

Каса Мила – это последний объект гражданского строительства выдающегося каталонского архитектора Антонио Гауди, созданный им перед началом его работы над знаменитым собором Саграда-Фамилиа. Дом Каса Мила был построен в период с 1906 по 1910 год на пересечение улиц Пассеч-де-Грасия и Карре-де-Провенса. 

Проект дома Каса Мила изобилует поистине новаторскими идеями, главная из которых заключалась в том, что вся основная нагрузка приходилась на каркас здания, при этом внутренние помещения имели свободную планировку. Сам Гауди как-то сказал, что Дом Мила можно с легкостью переделать в гостиницу за счет его гибкой планировки. Эти принципы получили широкое распространение и повсеместное применение впоследствии в архитектуре. К тому же в проекте дома разработана уникальная вентиляционная система, имеется подземный гараж. Изначально проект Гауди предусматривал наличие лифтов в доме, которые в процессе строительства не были заложены, их установили намного позже. Как и все постройки Гауди, Каса Мила имеет внутренний дворик, благодаря наличию которого удается обеспечить все внутренние помещения дома естественным светом. 

Фасад здания имеет сплошь изогнутые, гибкие и плавные линии. Внешне дом выглядит неординарно и довольно грубовато, поэтому барселонцы сразу прозвали его La Pedrerа, что переводится, как «каменоломня». При этом невозможно не отметить причудливость, оригинальность и необычную красоту кованых балконных и оконных ограждений, выполненных мастером Жузепом-Мария Жужолем, многие из которых создавались при непосредственном участии самого Гауди. Но больше всего поражает и удивляет «сад скульптур», созданный на крыше этого необычного дома.

В 1984 году дом Мила был первым из строений XX века включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фасад Торгового центра подстать с ним соседствующим произведениям архитектуры:

IMG_0871

Фонд Антони Тапиеса:

IMG_0878

Фонд был создан каталонским художником Антони Тапиесом (Antoni Tàpies), чтобы популяризировать современное искусство в городе. С этой целью фонд, который назван в честь основателя, в июне 1990 года открыл музей в старом здании издательства «Мунтане и Симон» работы архитектора-модерниста Луиса Доменек-и-Монтанера (Lluís Domènech i Montaner), которое было восстановлено архитекторами Розером Амадо (Roser Amadó) и Луисом Доменек-и-Гирбау (Lluís Domènech i Girbau).

Здание, построенное в 1880–1885 году на ранней стадии каталонского модернизма, было первым зданием в Барселоне, которое объединило типологию города и промышленные технологии — металл и кирпич.

Благодаря своей многогранности, Фонд Антони Тапиеса сотрудничает со специалистами из разных областей, которые могут внести свой вклад в понимание современного искусства и культуры. По этой причине Фонд организует проведение временных выставок, симпозиумов, конференций и показов кино. В Фонде имеется одна из самых полных коллекций работ художника, которые в основном были пожертвованы Терезой Тапиес.

Здесь также есть произведения азиатских культур и работы из Африки и Океании, которые называют «примитивистскими», хотя эти работы имели огромное влияние на развитие культуры ХХ столетия. Представлены и другие направления — архитектура, дизайн, декоративное искусство, фотография и видеопродукция.

Если идти прямо, то можно выйти к площади Каталонии, на пути встречается красивый дом с башенками:

IMG_0886

Но стоя на перекрестке и ожидая зеленый свет мы увидели чьи-то огромные ноги, в предвкушении узнать что это такое мы свернули и пошли в неизвестное, по пути встретилась тетенька с мороженным, каменные:

IMG_0891

а вот и ноги — это оказалось здание кабарэ, ну и красивые дома:

IMG_0892

обычный такой круг в центре дороги, весь в цветах еще и со скульптурами:

IMG_0893

Бык переживает, что в Барсе отменили корриду? или переживает за своих собратьев:

IMG_0899

Архитектурой Барселоны не устаем любоваться:

IMG_0915

Необычно оформлен фасад:

IMG_0919

На площади Каталонии не нашли ничего интересного, даже фотографий не оказалось и мы пошли к Дворцу каталонкской музыки, на пути встретили бюст:

IMG_0921

и дом с глазами:

IMG_0922

Памятник дирижеру у Дворца каталонской музыки:

IMG_0923

Дворец Каталонской Музыки:

IMG_0931

Дворец Каталонской Музыки – это знаменитый концертный зал в Барселоне, еще одно выдающееся произведение архитектора-модерниста Льюиса Доменек-и-Монтарера. Это прекрасное здание было построено в период между 1905 и 1908 годами и предназначалось для хорового общества, основанного в 1891 году и имевшего большое культурное влияния в Барселоне. Дворец Музыки расположен в районе Рибера, своим нарядным, великолепным и ярким видом, он контрастно выделяется среди других кажущихся обыденными серых зданий. Сегодня Дворец является частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. 

С одной стороны, здание Дворца выглядит типично для эпохи модернизма, а с другой стороны — в нем преобладают функциональные и рациональные приемы и решения. Фасад здания поражает декором, оригинальными мотивами и формами, удивительными сочетаниями материалов и стилевых элементов. В богатой отделке фасада используются красный кирпич, железо, мозаика, глазурованная плитка, витражное остекление. Поражают красотой исполнения скульптуры и барельефы, а также бюсты композиторов, украшающие фасад. Удивительно красиво выглядят колонны на уровне второго этажа, каждая из которых покрыта своей разноцветной глазурованной плиткой. Много в фасаде использовано стекла. 

Но главным достоянием Дворца является его концертный зал, который по праву считается одним из красивейших не только в Европе, но и во всем мире. Это единственный зал в Европе, который до позднего вечера освещается только за счет естественного света благодаря тому, что его стены практически полностью состоят из необыкновенно красивых арочных витражных окон, а крыша помещения является огромным стеклянным куполом. Нельзя не отметить и великолепные акустические свойства этого зала, которые были по достоинству оценены знаменитыми, композиторами, дирижерами и музыкантами. Интерьер зала украшен прекрасными скульптурами и сложными барельефами. Все это ошеломляющее великолепие дает полное право называть Дворец Каталонской Музыки истинным шедевром модернизма.

Дворик возле дворца:

IMG_0946

Жизнь города:

IMG_0951

Крыша рынка Санта-Катерина:

IMG_0953

После дворца мы отправились в Готический квартал.

Готический квартал в Барселоне – самая старая часть города: здесь было римское поселение Барсино. Главной достопримечательностью Готического квартала является Кафедральный собор.

В XV веке здесь были построены здания мэрии и правительства Каталонии. Здание мэрии позже перестраивалось, но сбоку здания сохранилась часть готического декора с изображением герба Барселоны. У входа в мэрию установлены два памятника – Жауме I, в XIII веке учредившему в Барселоне городской совет, и Ж. Фивельеру, заставившему в XVI веке придворную знать платить налоги. 

Напротив мэрии находится Дворец правительства Каталонии. Фасад здания был перестроен в стиле ренессанс. Над главным входом помещена статуя покровителя Каталонии – св. Георгия, побеждающего дракона. Заслуживают внимания готическая часовня Сан-Жорди, чудесный Апельсиновый дворик и колокольня XVI века. Здесь работает Президент Каталонии.

Королевский дворец строился в XIII веке как резиденция графов Барселонских. В великолепном зале Тинель, образце готики XIV века, король Фердинанд и королева Изабелла принимали Колумба, возвратившегося из плавания. Позднее здесь заседал Святейший трибунал.

Дом каноника – единственное готическое здание XI века, построенное на римском фундаменте. Здание было построено для богадельни, где устраивали обеды для городских нищих, в 1450 году дом передали канонику (одному из священнослужителей) городского собора. Сейчас здесь располагается резиденция президента Каталонии.

Дом архидьякона построен на фундаменте здания XII века, позднее была пристроена галерея и небольшой двор с фонтаном. Сейчас здесь располагается архив. У ворот находится забавный почтовый ящик, украшенный резными изображениями ласточки, олицетворяющей надежду на быстрый ответ, и черепахи, символизирующей темпы доставки писем.

Достойны внимания и два музея Готического квартала: Музей истории города и Музей скульптора Фредерика Мареса.

IMG_0967

Дом каноника:

IMG_0968

Дом каноника в Готическом квартале Барселоны — единственное здание 11 века, построенное на римском фундаменте и уцелевшее до сих пор, хоть и подвергшееся неоднократным перестройкам. Некогда здесь была богадельня для нищих и бездомных города. Здесь они могли получить ночлег и бесплатный обед. В 1450 году здание было передано в собственность одного из священников Кафедрального собора — канонику. Здание соединено ажурным неоготическим мостиком-галереей с Дворцом правительства. 

В одном из двориков обнаружили странное сооружение из проволоки очень похожее на башню Агбар:

IMG_0979

Из Готического квартала мы вышли на Рамблу, где среди красивейших зданий обнаружили Театр Лисеу (Gran Teatre del Liceu):

IMG_0984

Театр Лисеу в Барселоне – это один из самых крупных театров в Европе, второй по вместимости зрителей театр после итальянского «Ла Скала». В Лисеу находится почти 2300 мест. Театр, расположенный на улице Ла-Рамбла, в свое время был возведен на месте бывшего мужского монастыря. Строительство театра началось в 1845 году, а уже в апреле 1847 года его зал впервые собрал публику на представление. 

Здание театра выглядит довольно скромно снаружи, но поражает своим великолепием и роскошью изнутри. Внутренние помещения театра выполнены в стиле барокко, здесь много элементов декора и внутреннего убранства из мрамора, бронзы, позолоты, интерьер изобилует зеркалами, хрусталем и богатыми тканями. 

Театр Лисеу — один из немногих театров, который может похвастаться выдающимися артистами, выступавшими на его сцене. Здесь пели знаменитые Монтсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Альфредо Краус, Федор Шаляпин, Максим Михайлов и другие. 

Зимой 1994 года в здании театра случился пожар, который беспощадно уничтожил его практически до основания. Администрацией театра было принято решение о его восстановлении, в котором принимали участия люди со всей Испании. Знаменитые артисты устраивали концерты, сборы от который шли в фонд восстановления театра. Крупную сумму на реконструкцию здания выделил Европейский инвестиционный банк. 

Облик главного фасада театра был значительно изменен. Мастера сделали все возможное, чтобы максимально восстановить интерьер театра. Удалось сохранить великолепную акустику зала и орнаменты, украшавшие его, восстановить многие детали интерьера. Помимо этого в помещениях установили кондиционеры и создали систему пожарной безопасности. Зал оборудовали по последнему слову техники, и теперь его сцена способна передавать тончайшие нюансы звуков и необычные эффекты.

Обновленный театр Лисеу вновь открылся для зрителей в 1999 году. 

Тут же на Рамбле находится замечательный Дом Бруно Квадрас (Casa Bruno Cuadros):

IMG_0987

Дом Бруно Квадрас — начало Рамблы Капуцинов. Также это здание известно как Дом Зонтиков, так как в свое время здесь располагался магазин соответствующих аксессуаров. Это модернистское здание, которое в 1883 году реконструировал каталонский архитектор Хосеп Виласека. Он соединил предыдущую модернистскую направленность здания с всевозможными экзотическими элементами, так что до сих пор проходящие мимо дома Бруно Квардаса видят и удивительного китайского дракона на углу фасада, и египетские изображения на балконах и верхней галерее и много другой подобной экзотики.

Буквально на против театра на противоположной стороне Рамблы можно свернуть на маленькую улочку, ведущую к одному из самых красивых и известных мест Барселоны – Королевской площади:

IMG_0997 IMG_0998

В середине 19 века барселонские власти, решив создать площадь на территории бывшего монастыря, объявили конкурс на лучший проект, в котором победил архитектор Франсеск Даниэль Молина. По его проекту в 1850-1859 годах была разбита площадь, получившая название Королевская. Позже, в 1878 году, было принято решение об украшении и озеленении площади. Участие в оформлении площади принимал молодой архитектор Антонио Гауди. Благодаря неординарному и яркому таланту выдающегося зодчего Королевская площадь приобрела свой великолепный, неповторимый и уютный вид. Гауди создал удивительные по форме и красоте фонари, которые сами по себе являются настоящим произведением искусства.

По вечерам площадь красиво освещается их причудливым светом. В центре площади находится прекрасный фонтан с красивым названием «Три грации», возле которого всегда отдыхает множество туристов и просто прохожих. На Королевской площади расположено большое количество ресторанов и кафе, а также ночных клубов, привлекающих большое количество посетителей. Во время многих праздников на площади устраиваются фестивали и концерты под открытым небом, собирающие огромное количество людей. 

В 1984 году была осуществлена реконструкция Королевской площади по авторскому проекту архитекторов Корреа и Мила. По этому проекту проезжая часть площади была полностью заменена пешеходной территорией. 

Еще одно занимателньое здание на Рамбле:

IMG_0999 IMG_1000

Спустившись до конца Рамблы мы оказываемся на набережной, где на площади Портал де ла Пау воздвигнут памятник Колумбу, к Старому порту где справа находится  Морской музей Драссанес (Drassanes):

IMG_1010

В 1570 г. величественная галера соскользнула со  слипа Драссанес Рейалс — королевских судостроительных верфей в Барселоне. Этому шедевру кораблестроения длиной 60 м и рассчитанному на команду из 400 человек предначертано было выступить в роли флагманского корабля дона Хуана Австрийского в битве при Лепанто (1571 г.). 

а слева Здание администрации порта:

IMG_1011 IMG_1020

Старый порт:

IMG_1024 IMG_1037

памятник величайшему мореплавателю Христофору Колумбу, совершившему грандиозное морское путешествие к берегам другого, неизведанного ранее континента – Америки и благополучно вернувшегося после своего открытия в Испанию: 

IMG_1040

Морской музей:

IMG_1046

Часовая башня, расположившаяся прямо на набережной Старого порта:

IMG_1049

Небольшая квадратная пирамида с каменной кладкой и выступающей террасой у основания, лепные наличники маленьких окошек, на верхушке – купол с ажурной металлической конструкцией, призванной служить громоотводом. И, конечно же, часы с четырёх сторон – именно такой увидите вы эту башню сегодня. Высота часовой башни– приблизительно 20 метров.

А ведь первоначально у Часовой башни в рыбацком порту было несколько иное предназначение: она была построена в 1772 году в качестве маяка. Это – старейший на сегодняшний день маяк не только Барселоны, но и всей Каталонии. Конечно же, сегодня это здание вряд ли можно назвать самым заметным сооружением Старого порта; не увидят его и проплывающие мимо суда – просто потому, что оно затеряется среди множества гораздо более высоких домов и строений. Но тогда, в XVIII веке, именно на её свет шли в бурю корабли. Это уже в 1860 году он перестал выполнять свою функцию «путеводной звезды», а немного позже, в 1911 году, на нём появились большие круглые часы, и маяк был преобразован в Часовую башню. Кстати – такой внешний вид башня приобрела тогда же: с куполом и новым громоотводом она стала выглядеть немного изящнее.

Обойдя Старый порт мы вышли на набережную Фуста, нам встретилась жизнерадостная 15-ти метровая скульптура «Голова Барселоны» скульптора Роя Лихтенштейна:

IMG_1144

Скульптура приуроченная к 25-м Летним Олимпийским Играм в Барселоне в 1992 году.

Прекрасная Барселона:

IMG_1146

От Старого порта мы отправились к Башне Агбар, по пути любуясь Барселоной:

IMG_1148 IMG_1150

Свернув с бульвара Колумба на одну из многочисленных узких улочек рацона Рибера встретили Церковь Санта-Мария-дель-Мар:

IMG_1152

Санта-Мария-дель-Мар (кат. Santa Maria del Mar — церковь Святой Марии на море) — готическая церковь в Барселоне в историческом квартале Ла-Рибера. Построена в 1329—1383 годах, в эпоху расцвета в Каталонии торговли и мореплавания. Санта-Мария-дель-Мар представляет собой выдающийся образец каталонской готики, отличающийся чистотой и единством стиля, что в общем-то не свойственно большим средневековым сооружениям.

Первое упоминание церкви Святой Марии на море относится к 998 году. Возведению современного храма способствовал каноник Бернат Льуль (кат. Bernat Llull), который в 1324 году был назначен архидеканом церкви. Строительство началось 25 марта 1329 года, первый камень в фундамент церкви заложил король Альфонс IV Арагонский, о чём свидетельствует запись налатинском и каталанском языках на фасаде церкви. Помощь в строительстве церкви оказали все гильдии Риберы. Возведение стен, боковых капелл и фасадов было завершено в 1350 году. В1379 году пожар уничтожил значительную часть здания. Строительство было закончено 3 ноября 1383 года, а уже 15 августа в церкви прошла первая месса. Землетрясение 1428 года нанесло серьёзный урон зданию церкви и разрушило витражную розетку на западном фасаде. Новый витраж в стиле пламенеющей готики был закончен в 1459 году.

9 марта 1923 года папа Пий XI присвоил церкви Санта-Мария-дель-Мар звание Малой папской базилики (лат. Basilica minor). Картины и барочный алтарь были уничтожены пожаром в 1936 году.

 

ее окружают аутентичные дома:

IMG_1154 IMG_1159 IMG_1163

от церкви по улочке Passeing del Born мы пришли к Рынку el Born:

IMG_1170

а внутри нас ждал вовсе ни какой не рынок, а культурный центр с историческими раскопками старой Барселоны:

IMG_1175

Рынке Борн, это раскопки, которые расскажут нам о жизни и быте барселонцев в период с XIV по XVIII века. На эти останки (коих, кроме самих стен 55ти зданий, накопали уже более 3.000 предметов) наткнулись совершенно случайно, во время ремонта здания, начавшегося в 2002 году.

Рынок Борн стоит на месте бывшим центром Барселоны в средние века. Район Ла Рибера считался культурным эпицентром города: здесь строились шикарные дворцы, многие из которых прекрасно сохранились, на Пасео дель Борн когда-то организовывались рыцарские турниры, а на Pla de Palau стояли виселицы для преступников и проводились публичные казни — то еще культурное мероприятие. Веселье закончилось в 1714 году, когда Филлипп V разрушил половину Риберы и построил на этом месте крепость. С того момента Каталония является частью Испании, а тру барселонцы до сих пор носят футболки с надписью “1714 -M’en recordo!” (“1714 — Я Помню!”). Рынок построили в 1876 году по самым новым технологиям из железа и стекла. Использовался он по назначению до 70 годов ХХ века и несколько лет пустовал до момента начала работ по превращению рынка в библиотеку, находки исторических развалин и окончательной перестройки рынка в культурный центр — процесс занявший 12 лет (за которые соседи живущие рядом со стройкой успели проклясть и древних барселонцев, и Филлиппа V, и археологов, и неспешных строителей).

По другую сторону рынка находится больший и красивый парк Цитадели:

IMG_1177

Парк был открыт в середине XIX века и в течение нескольких десятилетий оставался единственной зелёной зоной в городе. На территории парка Цитадели сегодня располагаются несколько музеев, зоопарк Барселоны, искусственное озеро, а также здание Парламента Каталонии.

Фонтан в парке:

IMG_1179 IMG_1183 IMG_1189

Фонтан с крутой оградкой:

IMG_1193

Красивый фонарь в парке:

IMG_1197

Триумфальная арка на входе в парк Цитадель:

IMG_1203

От парка Цитадель до башни Агбар нас провожал красивейший закат:

IMG_1219

Башня Агбар:

IMG_1222

Башня Агбар — это небоскреб около площади Пласа-де лес Глорес Каталанес, в Барселоне. Она была спроектирована французским архитектором Жаном Нувелем и построена компанией Dragados. Здание было достроено к июню 2005 года и официально открыто королем Испании 16 сентября.

Здание похоже по форме на знаменитый небоскреб 30 St. Mary Axe архитектора Нормана Фостера в Лондоне, которое называют «Огурец». В «каталонском огурце» 30 000 кв.м. офисов, 3 210 кв.м. технических этажей с оборудованием и 8 351 кв.м. служебных помещений, включая концертный зал. Высота башни Агбар — 144,4 м, в ней 38 этажей, включая 4 подземных уровня.

Здание выделяется своей высотой на фоне Барселоны, это третье по высоте здание в Барселоне после отеля Искусств (Arts Hotel) и башни Мапфре (Mapfre Tower), которые имеют высоту 154 м.

Определяющей чертой здания является его ночное освещение. Для создания светящихся образов на фасаде используются 4 500 светодиодных устройств. Кроме того, на внешней стороне здания установлены датчики температуры, которые регулируют открытие и закрытие жалюзи на фасаде здания, что уменьшает потребление энергии кондиционерами внутри здания.

Подсветки башни мы не увидели ее заменил шикарный закат. Вот и закончился тяжелый день нагулявшись мы сели на метро и отправились в отель отдыхать.

hamster