Рим, день первый

В ноябре 2014 посчастливилось посетить Италию, наш выбор выпал на Рим, Флоренцию и Пизу. О каждом городе по подробнее в следующих постах.

А сейчас Рим!

В прогулку первого дня по вечному городу войдет: окрестности метро Repubblica, метро Spagna и Испанский район, площадь Pizza del Popolo, улица Via del Corso, площадь Pizza Colonna, фонтан di Trevi, Императорские форумы, Капитолийская площадь, Римский форум, Колизей, Арка Константина, Площадь delle Esposizioni.

IMG_8529 (n.luzeninova@gmail.com)

Вечный город, куда ведут все дороги, где можно прожить всю жизнь за одни каникулы длиной в день или потеряться на несколько недель… Концентрация достопримечательностей в Риме достигает таких величин, что всего через пару часов в этом городе сердце и мозг бедного туриста начинают отказываться вмещать новые. Сюда можно приезжать, и приезжать, и приезжать.  Рим чудовищно стар и навсегда молод, он видел расцвет и падение одной из величайших цивилизаций планеты. Неудивительно, что весь его исторический центр объявлен объектом Всемирного наследия человечества.

Наше путешествие в Рим начинается с самолета авиакомпании Сербия эйр, и пересадкой в прекрасном Белграде, самый главный плюс, что в Белграде не надо проходить паспортный контроль, а можно сразу идти на следующий рейс, или если есть время погулять по небольшому аэропорту Белграда. Еще пару часов от Белграда и мы приземляемся в Риме. От аэропорта мы доезжаем на электричке до станции метро  Roma Ostiense. От сюда мы уже садимся на метро и доезжаем до станции метро Repubblica, возле которой находится наш отель. Т.к. наш самолет приземлился очень поздно, мы пережидаем ночь в отеле, в предвкушении утра и прогулки по вечному городу.

И вот наконец-то настало утро и Рим нас встретил солнечным прекрасным днем.

Красивая церковь на против нашего отеля по Via Nazionale — Церковь Сан-Паоло-дентро-ле-Мура:

IMG_8271 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8274

Церковь Сан-Паоло-дентро-ле-Мура расположена на улице Национале в районе Рима Кастро Преторио. Она была построена в период с 1873 по 1880 год в качестве англиканской церкви, и стала первой некатолической церковью в городе со времени объединения Италии. Здание в романско-готическом стиле наделено ярким внешним обликом – чередование красного кирпича с травертином придало ему характерную изюминку.
Церковь богата интересными художественными элементами. Прекрасные мозаики Берн-Джонса в апсиде и клиросе прославляют Святого Павла. Их огромное художественное значение дало повод итальянскому правительству причислить церковь к числу национальных памятников. К оформлению церкви причастен и художник Джордж Брек, создавший росписи на тему Рождества Христова, проповедей Святого Павла в Риме, также он изобразил четырех ангельских существ вокруг окна-розы на фасаде. Потрясающие витражные окна, расположенные вокруг всей церкви, рассказывают историю Павла.
Кроме того, церковь Сан-Паоло-дентро-ле-Мура славится прекрасной акустикой, поэтому здесь часто проводят концерты.

по Виа Национали проходим до метро Республика, в самом центре площади piazza dell Esedra видим фонтан Марио Рутели (1901 г.), возле которого можно присесть и отдыхая и греясь на осеннем солнышке и подышать римским воздухом.

IMG_8276

Саму площадь окружают красивые монументальные здания гостиниц:

IMG_8277 (n.luzeninova@gmail.com)

IMG_8286

Полукруглая форма площади Республики объясняется бывшим на этом месте стадионом, примыкавшим к термам.

IMG_8279

Тут начинается Виа Национале:

IMG_8280

а позади фонтана находится Базилика Санта-Мария-дельи Анджели:

IMG_8284

Базилика Санта Мария дельи Анджели находится на площади Республики в Риме. Ее странный полуразрушенный фасад выглядит инородным телом на фоне чудесного фонтана с наядами и соседних благообразных особняков. Тем неожиданнее оказывается внутреннее убранство церкви: торжественное, благородное, живописное.
Базилика была построена на месте остатков античных терм, относящихся к эпохе императора Диоклетиана. Авторство проекта приписывают великому Микеланджело, но завершить церковь он не сумел – умер всего через год после начала строительства. Церковь была построена к 1566 году, а фасад достроили только в XVIII веке. В начале ХХ века его разобрали, открыв полукруглую стену старинной термы. Она теперь и выполняет роль фасада.
Стены и своды базилики богато расписаны растительными орнаментами. Мраморные скульптуры и живописные полотна украшают все внутреннее пространство. Особо ценными среди них являются работы французских художников XVII-XVIII веков.

От сюда мы садимся на метро и едем до метро Испания (Spagna).

Площадь Испании, знаменита своей лестнице и французской церковью.

IMG_8289 (n.luzeninova@gmail.com)

тут всегда очень многолюдно:

IMG_8290

Типичные здания Рима:

IMG_8292

у подножья Испанской лестницы находится фонтан Баркачча (лодка) работы Бернини:

IMG_8295

Фонтан «Лодочка» был построен по заказу Папы Урбана VIII в 1627-1629 годы в память о случившемся в 1598 году наводнении в Риме, когда уровень реки Тибр поднялся и достиг отметки в 10 метров. Площадь Италии на тот момент была затоплена на один метр, и по площади можно было передвигаться только на лодках. Когда же вода уходила из города, одна из лодок села на мель и так и осталась лежать на площади.
Фонтан был построен по проекту итальянского скульптора Пьетро Бернини, отца более известного скульптора Джованни Лоренцо Бернини, который предположительно принимал участие в работе над фонтаном после смерти своего отца в 1629 году.
Самой большой сложностью в работе скульпторов было то, что вода, снабжающая фонтан и поступающая в него из античного римского акведука Аква Вирго, имела очень низкое давление. Пьетро Бернини, используя свой гений и нестандартное художественное видение, спроектировал фонтан так, что основная его часть (овальная ванна) находится чуть ниже уровня площади, а сама «лодка» — выше этого уровня и одним своим концом утоплена в ванну. Это и позволило создать необходимый для струй перепад высот.

Испанская лестница и французская церковь Тринита-де-Монти (Trinita dei Monti), которая оказалась к нашему разочарованию на реставрации:

IMG_8296

Если говорить об истории появления Испанской лестницы, то можно сказать, что она стала результатом вековой борьбы между французами и испанцами в Риме. Главная проблема заключалась в том, что монументальный Палаццо ди Спанья доминировал над площадью в то время как у французов была только одна церковь Сантиссима Тринита деи Монти, занимавшая холм Пинчо.
Французский дипломат Этьен Геффье подсчитал, что две эти точки нужно соединить лестницей, и завещал 20 тысяч скудо на реализацию своего замысла. Кардинал Мазарини, услышав об этом завещании, потребовал установить на вершине лестницы конную статую короля Людовика XIV. Но эта идея оскорбила Римского папу, проект Испанской лестницы был отложен и о нем не вспоминали вплоть до смерти французского короля в 1714 г.
Затем строительные работы возобновились и продолжались с 1723 по 1725 год. В конечном итоге от статуи короля над Римом отказались, а геральдические лилии Бурбонов в декоративном убранстве лестницы тактично совместили с главными символами власти Папы Римского (корона и орел).

вид с лестницы на Via Borgognona:

IMG_8299 (n.luzeninova@gmail.com)

Тут мы на долго не задерживаемся спускаемся с лестницы и идем на лево к посольству Испании.

IMG_8307

до колонны Непорочного Зачатия напротив посольства Испании:

IMG_8308

Колонна Непорочного Зачатия – памятник XIX века в центре Рима, расположенный на юго-западе площади Piazza di Spagna перед офисами Конгрегации евангелизации народов.
Памятник был построен по проекту архитектора Луиджи Полетти по заказу Фердинанда II, короля Обеих Сицилий. В частности, он хотел ознаменовать окончание спора между Неаполем и Папской областью, который возник из-за решения Неаполя отменить ежегодную дань Папе.
Колонна появилась на площади 8 декабря 1857 года. Она водружена на квадратное мраморное основание с бронзовыми статуями библейских персонажей по углам. Они также являются и дополнительными опорами для 11,8-метровой колонны, на которой находится бронзовая статуя Девы Марии.
Она представляет собой стандартный образ Непорочного Зачатия – девственница, стоящая на полумесяце, на вершине мира, топчет змея, как символ первородного греха. Каждое 8 декабря около колонны проводится церемония, во время которой на руку Девы Марии надевают венок из цветов с помощью пожарной машины. За церемонией часто наблюдает сам Папа Римский.

само здание посольства Испании:

IMG_8311

от сюда возвращаемся к лестнице и идем по улице Via del Babuino на которой находятся несколько интересных зданий и  церквей:

IMG_8312 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8313

вообще в Риме очень много таких вот церквей, буквально на каждом шагу, что названия всех даже не упомнишь.

IMG_8316 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8317 (n.luzeninova@gmail.com)

проходим дальше, вдоль дома с башенкой:

IMG_8318

и выходим на площадь Piazza de Popolo:

IMG_8322 (n.luzeninova@gmail.com)

Пьяцца дель Пополо (итал. Piazza del Popolo — «Народная площадь») — площадь в Риме, от которой лучами расходятся на юг улицы Корсо (ведёт на пьяцца Венеция),Бабуино (на пьяцца ди Спанья) и Рипетта (на мавзолей Августа). Углы между улицами занимают весьма схожие по своему облику церкви-пропилеи Санта-Мария-деи-Мираколи (1681) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (1679). На север же (в сторону Римини) уходит древняя Фламиниева дорога, по которой на протяжении столетий прибывала в Рим основная масса путников.

В своём нынешнем виде Пьяццу-дель-Пополо разбил в 1811-22 гг. архитектор Джузеппе Валадье (англ.). Он соединил площадь Наполеоновой лестницей со склоном холмаПинчио, на котором простираются сады виллы Боргезе. Посредине площади возвышается 36-метровый египетский обелиск, надписи на котором восхваляют деяния фараонаРамзеса II. Этот обелиск был перенесён из Гелиополя в Рим по прихоти Октавиана Августа в 10 г. до н. э. На протяжении столетий он стоял в Большом цирке, а к северным воротам Рима был перенесён по указанию папы Сикста V в 1589 году. Помимо обелиска площадь украшают четыре фонтана. Исторически (до 1826 года) Пьяцца-дель-Пополо являлась местом публичных казней. В настоящее время площадь закрыта для автомобильного движения.

В шестнадцатом веке на пересечении трёх главных улиц Рима была образована Площадь дель Пополо (в переводе с итальянского — Народная площадь). Подобная городская планировка стала законодателем архитектурной моды, которая преобладала несколько столетий на территории Европы.
На площади дель Пополо друг напротив друга расположены два «храма-близнеца» — Санта Мария ин Монте Санто и Санта Мария деи Мираколи. В центре площади возвышается 24-метровый обелиск Фламиния, чей возраст немного-немало — 3400 лет. Обелиск окружают фонтаны, выполненные в форме львов. Ещё одна достопримечательность — церковь Санта Мария дель Пополо. По преданию, её построили на месте захоронения римского императора Нерона, призрак которого не давал покоя местным жителям.

Церкви-пропилеи Санта-Мария-деи-Мираколи (1681) и Санта-Мария-ин-Монтесанто (1679):

IMG_8324 (n.luzeninova@gmail.com)

На верх по лестнице можно подняться к садам Пинчо, наверху есть смотровая площадка от куда открывается вид на площадь де Пополо:

IMG_8325 (n.luzeninova@gmail.com)

Церковь Санта Мария дель Пополо, тут же находится музей Леонардо да Винчи:

IMG_8326 (n.luzeninova@gmail.com)

По-итальянски populus означает тополь. Часовня, предшествовавшая храму, была построена у тополя, отсюда и пошло название. Нынешнее здание церкви было построено в 1472-1477 годах, при Александре VII интерьер был существенно обновлён по проекту Бернини.

Самый большой интерес с художественной точки зрения представляют пять приделов церкви, построенные в качестве семейных усыпальниц римской знати, а также церковных сановников. Автором проекта капеллы Киджи был знаменитый художник Рафаэль, который выполнял эту работу для своего покровителя Агостино Киджи. Мозаичный декор капеллы создан Рафаэлем, росписи в алтарном пространстве — Себастьяно дель Пьомбо.
В капелле Черази есть росписи руки Караваджо и других мастеров раннего барокко. Стоит отметить, что созданные Караваджо холсты с сюжетами из жизни св. Петра относятся к числу выдающихся произведений итальянской живописи XVII века.

на против с церковью находится Порто дель Пополо:

IMG_8327

 

IMG_8328

скульптура возле Церкови Санта Мария дель Пополо:

IMG_8329

поднимаемся  к садам Пинчо, лестница украшена сфинксами:

IMG_8330

вид на площадь дель Пополо в центре которой находится обелиск:

IMG_8332

В шестнадцатом веке на пересечении трёх главных улиц Рима была образована Площадь дель Пополо (в переводе с итальянского — Народная площадь). Подобная городская планировка стала законодателем архитектурной моды, которая преобладала несколько столетий на территории Европы.
На площади дель Пополо друг напротив друга расположены два «храма-близнеца» — Санта Мария ин Монте Санто и Санта Мария деи Мираколи. В центре площади возвышается 24-метровый обелиск Фламиния, чей возраст немного-немало — 3400 лет. Обелиск окружают фонтаны, выполненные в форме львов. Ещё одна достопримечательность — церковь Санта Мария дель Пополо. По преданию, её построили на месте захоронения римского императора Нерона, призрак которого не давал покоя местным жителям.

лев в садах Пинчо:

IMG_8333

поднимаемся на верх к смотровой площадке, от сюда открывается красивый вид на площадь и вдали купол Собора святого Петра в Ватикане:

IMG_8338

и немного Рима:

IMG_8341

больше ничего интересного не обнаруживаем спускаемся обратно к площади и встречаем гладиатора:

IMG_8343 (n.luzeninova@gmail.com)

ворота через дорогу с горгульями:

IMG_8344

или орлами:

IMG_8345

обелиск Фламинио:

IMG_8350 (n.luzeninova@gmail.com)

Обелиск в 23,9 м, датируемый XIV в. до н.э. Предпологают — это самый первый оьелиск, привезенный в Рим во времена Августа для празднования  годовщины победы над Египтом и установленный в Большом цирке. Сейчас обелиск стоит на площади в точке пересечения трех улиц, «трезубца» Виа дел Корсо, виа дель Рипетта и виа дель Бабуино. 

С площади мы выдвегаемся на известную улицу Via del Corso, в выходные она видимо частично становится пешеходной:

IMG_8351

Виа дель Корсо — одна из самых старых и, в то же время, самых крупных улиц столицы Италии, протянувшаяся в северном направлении от пьяцца Венеция к пьяцца дель Пополо. Во времена средневековья эта улица называлась via Lata, что в переводе означает Широкая улица, но тогда использовалась редко из-за частых наводнений.
В 15 веке улица была укреплена и расширена. Затем здесь начали проводить конные соревнования (Corso), что определило нынешнее название улицы.
Известна Виа дель Корсо также благодаря своим многочисленным магазинам, гостиницам ресторанам и кафе. Любители шопинга уже давно облюбовали эту улицу благодаря обилию мелких бутиков, где можно приобрести качественные товары по очень выгодным ценам. Если добираться сюда на метро, нужно выйти на станции Фламинио (Flaminio).
И, разумеется, здесь можно насладиться видами средневековой архитектуры, органично сочетающейся с современными строениями. Дух старины здесь непостижимым образом гармонирует с оживленной жизнью мегаполиса.

Тут мы просто любуемся, тем что видим, а именно прекрасной архитектурой вечного города:

IMG_8357 IMG_8358

На каждом шагу прекрасные церквушки и все друг на друга так похожи:

IMG_8360

Церковь Санта-Мария ин Трастевере:

IMG_8361

Церковь Санта-Мария ин Трастевере, которую еще называют Церковь Святой Марии за Тибром считается древнейшим храмом Рима, посвященным Богородице. Строительство храма началось в 340 г., а его строительство завершилось при папе Юлии I. Несмотря на многочисленные реставрации, церковь сохранила свой первоначальный облик.
Окончательно облик церкви сформировался в XII веке при папе Иннокентии II. Тогда же интерьер была украшен мозаиками, выполненными в византийском стиле. На триумфальной арке изображены символы апостолов-евангелистов, в конце апсиды — сцена коронации Девы Марии. На фризе изображен Христос-ангел, окруженный паствой. Во время реставрационных работ, проводившихся в XVIII в. по просьбе папы Климента VII перед фасадом церкви появился высокий тимпан (внутреннее поле фронтона), а также богато украшенные декоративными элементами порталы.
Внутреннее пространство базилики Санта-Мария ин Транстевере состоит из трех частей с колоннами разных размеров и апсидой, украшенной мозаикой работы художника Пьетро Каваллини. Эти элементы появились в середине XII в. Под мозаикой сохранилась надпись на латыни: «Он, Младенец и вечный Отец, как равный нам, как современник родился среди нас. Мы верим, что отсюда изливается миро, как волны Тибра».
Вблизи храма горделиво возвышается колокольня, выполненная в романском стиле. На протяжении многих столетий отсюда разносится звучание древнего колокола.

По Виа дель Корсо на одной стороне которой находится вот такая церковь а с другой стороны Piazza Collona:

IMG_8368 (n.luzeninova@gmail.com)

в центре которой находится колонна Марка Аврелия:

IMG_8382 (n.luzeninova@gmail.com)

Колонна Марка Аврелия в Риме была сооружена в конце II века нашей эры для прославления ратных подвигов императора. Она дошла до наших дней практически без утрат, если не считать уменьшение ее высоты на три метра после реставрации 1589 года.
Колонна Марка Аврелия сложена из двадцати восьми круглых монолитных блоков знаменитого каррарского мрамора диаметром 3,7 метра каждый. На всю высоту (а это около тридцати метров) поверхность памятника покрыта вырезанными в камне батальными сценами. Главная их тема – победоносные войны императора с сарматами и тевтонцами.
Внутри монумента встроена винтовая металличекая лестница, по которой можно было подняться на его вершину. Она освещается через узкие прорези в теле колонны. Сегодня колонна закрыта для посещения, хотя еще в начале ХХ века все желающие могли полюбоваться Римом с верхней смотровой площадки.
Первоначально вершину колонны венчала фигура самого императора, однако со временем она была утеряна. В XVI веке по распоряжению папы Сикста V на ее месте появилась скульптура святого Павла.

за площадью Piazza Colonna находится еще одна площадь Piazza Montecitorio в центре которой также возвышается свой обелиск и Дворец Монтечиторио:

IMG_8376

Дворец Монтечиторио:

IMG_8381 (n.luzeninova@gmail.com)

Палаццо Монтечиторио — не только великолепный памятник архитектуры, но и яркий образец, так называемого, «интернационального барокко». Перед дворцом возвышается установленный в 1789 году обелиск, оставшийся от огромных солнечных часов императора Августа. В наши дни в этом здании, расположенном на одноименной площади, проходят заседания Палаты депутатов Италии.
Строительство дворца началось в 1653 году по проекту архитектора Лоренцо Бернини, и новое здание предназначалось для племянника Римского Папы Григория XV — кардинала Лудовико Людовизи. Однако работы по возведению дворца пришлось приостановить в связи с кончиной понтифика. Она продолжились только в конце XVII столетия, а в здании разместилась папская курия.
На протяжении XVIII века дворец Людовизи, как его начали называть к тому времени, принадлежало папскому наместнику Рима, а с 1871 года его занимает парламент Италии. Для того, чтобы удовлетворить все потребности депутатов, в ХХ веке здание пришлось серьезно перестроить, и внутренние помещения были оформлены в стиле модерн.

Улочка отходящая от площади Piazza Colonna:

IMG_8383

Арка с колоннами:

IMG_8385 (n.luzeninova@gmail.com)

фонтан на площади,

IMG_8387

Фонтан на площади Колонна был построен в период между 1575 и 1577 годами по проекту Джакомо делла Порта и был одним из шестнадцати фонтанов, призванных обеспечить римлян чистой питьевой водой. Расположен рядом с колонной Марка Аврелия, которая дала название площади.
Первоначальный проект делла Порта предполагал скульптуру бога моря на фоне скалистого грота, однако в окончательном виде композиция была изменена и упрощена. Так появился восьмиугольный бассейн с невысокими бортиками из розового мрамора, привезенного с греческого острова Хиос. Периметр бассейна украсили шестнадцать резных львиных голов, а в центре, на пьедестале, разместилась круглая каменная ваза, по которой стекала вода.
Во время реконструкции 1830 года архитектор Сточчи удалил оригинальную центральную вазу, заменив ее той, что мы видим сегодня. Произошли и другие изменения – по обеим сторонам бассейна появились две скульптурные группы, изображающие дельфинов со скрещенными хвостами. Из их полураскрытых ртов льется вода. Надо сказать, что поток этот не слишком силен, так как вода здесь течет без помощи насосов, исключительно за счет разницы в высоте.

 

мы же с Виа дель Корсо сворачиваем на Via delle Muratteи направляемся к самому известному фонтану в Риме —  фонтан Треви, но нас тут ожидает еще одно разочарование дня, но о нем дальше. На пути встречается красивая арка со статуей внутри:

IMG_8389 (n.luzeninova@gmail.com)

Проходим мимо Церкви святой Анастасии (Santi Vincenzo e Anastasio):

IMG_8391

Церковь Санти-Винченцо-э-Анастазио расположена в Риме на площади Треви, возле самого большого фонтана города с таким же названием. Она знаменита как место, в котором хранится сердца 22-х пап – от Сикста V до Льва XIII.
Здание построили по проекту Мартино Лонги в 1646-1650 годах, на месте средневекового храма. Формально она принадлежит католической церкви, но в 2002 году Папа передал ее болгарской православной епархии.
Барочное здание примечательно многими деталями. Двухуровневый фасад украшен коринфскими колоннами и скульптурными элементами. Поскольку церковь реконструировали по заказу кардинала Мазарини, в центре фасада два ангела поддерживают его герб. А центральный женский маскарон, по слухам, изображает его племянницу.
Интерьер церкви состоит из одного нефа. Алтарь окружен иконостасом и изображениями мученичества Святых Винченцо и Анастазио. В одной из часовен внутри церкви похоронен известный скульптор Бартоломео Пинелли, а в другой – княгиня Зинаида Волконская.

На торце одного здания красивая композиция:

IMG_8392

и вот он фонтан Треви, к превеликому нашему разочарованию он был закрыт на реконструкцию:

IMG_8395 IMG_8397

Фонтан Треви — самый знаменитый фонтан Вечного города. Размеры этой массивной композиции составляют 20 метров в ширину и 26 в высоту, занимая практически все пространство площади. Он был создан на основе эскизов Бернини, одним из основных увлечений которого было создание театральных эффектов. Фонтан Треви настолько популярен у жителей Рима и туристов, что небольшая площадь напоминает заполненный до отказа зрителями амфитеатр, сценой которого является удивительная композиция фонтана, в центре которой находится бог Океан в запряженной двумя морскими коньками раковине-повозке. Тритоны указывают им путь между скалами.
Дно фонтана усеяно монетами — предание гласит, что желающие вернуться в Рим, непременно должны бросить монетку правой рукой через левое плечо, стоять нужно повернувшись к фонтану спиной. Еще одна туристическая традиция заключается в том, чтобы выпить воды из расположенных в правой части фонтана “трубочек влюбленных”.

На против фонтана находится Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо:

IMG_8399 (n.luzeninova@gmail.com)

Церковь Сан-Марчелло-аль-Корсо, построенная на месте древнего храма, посвящена Римскому Папе Марцеллу I, который жил в IV веке нашей эры. Согласно преданию, возведение первоначального храма на этом месте в 308—309 годах могло быть связано с его деятельностью, но археологам удалось установить более достоверный возраст постройки. По данным ученых первое сооружение было построено в период с 380—450 годы, а в XII веке здесь появилась большая базилика, фрагменты стен которой сохранились до сих пор в фасаде церкви.
Пожар, вспыхнувший в 1519 году, полностью уничтожил церковь, и на ее месте началось строительство нового однонефного храма, капеллы которого имели богатый декор. Затем в 1682-83 годах архитектор Карло Фонтана разработал проект фасада причудливой формы, который был выполнен из травертина. Храм украсили скульптуры, созданные Франческо Каваллини из белого известняка, а над входом появились лепные барельефы работы Антонио Радджи. Интерьер оформлен очень живописно и производит 
на посетителей сильное впечатление — здесь находится немало святынь и памятников древности.

Возвращаемся на Виа дель Корсо идем по улице  и в скором времени замечаем небольшой дворик, где находится Палаццо-галерея Дориа Памфилии, с арочными окнами второго этажа, открытую галерею-колоннаду на первом и квадратную клумбу, засаженную кустарниками и цветниками, и маленькими деревцами:

IMG_8400

IMG_8402

Возвращаемся на Виа дель Корсо и следуем прямо к площади Венеции, где перед нами предстает Алтарь Отечества и Римский форум.

Алтарь Отечества:

IMG_8412

Алтарь Отечества был возведен к годовщине объединения Италии в 1911 году вместе с мемориалом, посвященным Виктору Эммануилу II. Алтарь имеет 135 метров в ширину, 130 метров в длину и 81 метр в высоту. На этой площади раньше до 1885 года располагался целый средневековый квартал с дворцами в ренессансном стиле. Сооружение несколько раз официально открывали (последний раз в 1935 году).
На Алтарь ведет широкая лестница, в центре установлен мемориал королю Италии. У подножия памятника на могиле Неизвестного солдата горит Вечный огонь и стоит почетный караул в форме берсальеров с пиками в руках.
С Алтаря открывается прекрасная панорама всего Рима. Удивительно, что в каждом направлении на Рим — свой неповторимый вид.
Алтарь Отечества является огромной исторической и архитектурной памяткой, свидетельствующей о богатом прошлом Италии, а именно о воссоединении и свободе всех итальянцев.

Траянский форум:

IMG_8415 (n.luzeninova@gmail.com)

Само слово «forum» означает «рыночная площадь», «базар». В древнем Риме было несколько площадей, и все они именовались форумами. Форум Траяна — исторически самый последний из императорских форумов Рима. Форум был построен по приказу императора Траяна архитектором Аполлодором из Дамаска.
Фактически форум построен в честь завоевания Траяном Дакии в 106 году и украшен привезенными трофеями. Изначально форум представлял собой многочисленные крытые колоннады размером 200 на 120 метров с экседрами с двух сторон. Триумфальная арка, увенчанная колесницей, играет роль главного входа и расположена на южной стороне форума. На противоположной стороне форума находится беломраморная Базилика Ульпия. Однако ключевое сооружение форума — колонна Траяна. Ее высота составляет 38 метров, диаметр равен 4 метрам.

Скульптуры на Алтаре Отечества:

IMG_8416

Поднимаемся на верх, скульптуры по ближе:

IMG_8419 (n.luzeninova@gmail.com)

Церковь Сантиссимо-Номе-ди-Мария на форуме Трояна:

IMG_8420 (n.luzeninova@gmail.com)

Церковь Сантиссимо-Номе-ди-Мария находится на форуме Трояна. Она была построена в период с 1736 по 1738 год, автором проекта церкви является Антони Деризе. Церковь построена в стиле барокко и имеет эллиптическую форму. Внутри здания построено несколько часовен, которые украшены мрамором.
Здание церкви Сантиссимо отличается от остальных соседних церквей своим интерьером, который имеет в плане эллипс, в окружении семи прекрасных капелл. Балюстрада у основания барабана купола украшена белыми мраморными скульптурами.

вид на форумы:

IMG_8421

скульптура льва на Алтаре Отечества:

IMG_8422 (n.luzeninova@gmail.com)

Площадь Венеции:

IMG_8423

Площадь Венеции, она же Пьяцца Венеция, получила своё название в честь грандиозного Дворца Венеции, расположенного в самом сердце Рима. Площадь размещена у подножья Капитолийского холма, вблизи знаменитого Римского форума. В древности, это место являлось частью одного из важнейших транспортных путей, здесь пересекались Фламиниева дорога и Сервиева стена. Сама Пьяцца Венеция начала образовываться в середине пятнадцатого века, когда в построенный дворец перебралось посольство Венецианской республики. Впоследствии площадь меняла свою форму в связи с новыми постройками — в середине шестнадцатого века здесь был построен палаццо Бонапарте, а в конце восемнадцатого — монумент Виктору Эммануилу II.
Сегодня Пьяцца Венеция является популярным туристическим местом, здесь проходит множество мероприятий.

Дворец Венеции и балкон Муссолини:

IMG_8426

В западной части Площади Венеции располагается построенный, в соответствии с проектом Леона Батиста Альберти, Дворец Венеции, предоставленный к услугам венецианского посольства на территории Рима. До 1916 года Дворец был в пользовании австрийского правительства, а в последствии – правительства Муссолини. На сегодняшний день здесь функционируют два музея: Музей Палаццо Венеция, где можно ознакомиться с декоративным искусством, и Музей Чере, воспроизводящий при помощи восковых фигур интерьер кабинета Муссолини.

Почетный караул у памятника Витторио (Виктору) Эммануилу II:

IMG_8428 (n.luzeninova@gmail.com)

Памятник Виктору Эммануилу II:

IMG_8429 (n.luzeninova@gmail.com)

Проект памятника в честь первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила II на площади Венеции в Риме разработал Джузеппе Саккони в ампирном духе древнеримской архитектуры. Также статуя известна под названием «Викториан». Строительство монумента было закончено в 1911 году. Монумент украшен различными деталями, характерными для древнеримских сооружений (колоннами, статуями, барельефами). Памятник прославляет Монархию, Отечество, Рисорджименто и Воинскую доблесть.
Под 12-метровой бронзовой конной статуей короля находится могила Неизвестного солдата, так называемый «Алтарь Отечества». Неизвестный солдат отдал свою жизнь в борьбе за Родину в войне 1915-1918-х годов. Над часовней в нише находится статуя Рима, а справа от нее – барельеф, прославляющий труд и любовь к отечеству.

Входим внутрь Алтаря Отечеству, внутри тоже тоже стоять скульптуры:

IMG_8430 (n.luzeninova@gmail.com)

потолок красиво оформлен:

IMG_8431 (n.luzeninova@gmail.com)

из окна открывается вид на город:

IMG_8435 (n.luzeninova@gmail.com)

поднимаемся на второй этаж и попадаем на площадку с лифтом, который ведет на смотровую площадку на Алтаре Отечества:

IMG_8438 (n.luzeninova@gmail.com)

стоим в очереди, платим 7 евро с человека и поднимаемся наверх, откуда открывается шикарный вид на Вечный город:

IMG_8441 (n.luzeninova@gmail.com)

IMG_8439 (n.luzeninova@gmail.com)

 

IMG_8443 (n.luzeninova@gmail.com)  IMG_8445 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8447 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8451 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8453 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8454 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8455 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8457 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8458 (n.luzeninova@gmail.com)

во всю позировала чайка:

IMG_8464 (n.luzeninova@gmail.com)  IMG_8469 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8474 (n.luzeninova@gmail.com)  IMG_8478 (n.luzeninova@gmail.com)

Вид на Форум Цезаря:

IMG_8480 (n.luzeninova@gmail.com)

Форум Цезаря – первый из императорских форумов Рима. Цезарь поручил Цицерону в 54 году до н. э. купить участок земли на сумму 60-100 миллионов сестерциев. На этом участке Гаем Юлием Цезарем в 54-46 годах до н. э. был построен новый форум как расширение Римского Форума.

В северной части форума располагались храм Венеры-Прародительницы и Серебряная базилика, своего рода античная биржа. Вдоль Clivus Argentarius сохранились руины магазинов и мастерских времен правления Адриана. В античных источниках говорится также о величественной конной статуе Цезаря и статуе Клеопатры из позолоченной бронзы. Во II веке при императоре Траяне форум полностью перестроили, а после пожара в 283 году при Диоклетиане отстроили заново.

Форум занимал территорию 170 на 75 м, сегодня находится частично под сквером и Виа деи Фори Империали. В настоящее время форум представляет собой прямоугольную площадь, окружённую с трёх сторон арочной галереей, в центре находятся руины храма Венеры (три колонны коринфского ордера с балками), а также бронзовая скульптура Цезаря (копия одной из мраморных статуй императора).

IMG_8481 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8486 (n.luzeninova@gmail.com)

IMG_8487 (n.luzeninova@gmail.com)

Спускаемся вниз к Капитолийскому холму:

IMG_8489

тут открывается вид на Церковь Санта Мария ди Лорето:

IMG_8493

IMG_8494 (n.luzeninova@gmail.com)

Церковь Санта Мария ди Лорето расположена в античной части Рима на эспланаде Форума Траяна, авторами которого является Благочестивое братство пекарей, которое до сих пор имеет штаб-квартиру в соседнем здании. Здание церкви является результатом совместного труда двух архитекторов Антонио да Сангалло Младшего и Браманте. Купол и фонарь изготовлены позже одним из учеников Микеланджело — Джакопо дель Дука.
В 1500 году «Конгрегация Форнари» получила от папы Александра VI небольшую часовню, которая была снесена для построения нынешней церкви. Церковь построена из кирпича и травертина. Её отличает необычайная красота пропорций, создающих благородный эффект лёгкости. Входной портал несет подпись Андреа Сансовино и дату MDXCIII (1596), по-видимому, указывающую о завершении работ. Церковь венчает богатый купол с барабанными полостями, окном и опорами. На фасаде — Мадонна школы Андреа Сансовино, в то время как ангелы на боковых дверях — работы Джакопо дель Дука.
Интерьер церкви эллиптической формы с пятью алтарями. В капеллах можно увидеть уникальные античные мозаичные работы Паоло Розетти 1594 года. Центральный алтарь построен Гаспаром Векхи в 1628 году, позже в 1867 году его реконструировал Лука Карнини (1830-1890). По обеим сторонам от центрального алтаря расположены две картины XVII века. Внутри церкви находится скульптура Санта-Сусанна, одна из основных работ Франсуа Дюкенуа, которую он выполнил предположительно в 1640 году.

дальше идем к Капитолию.

поднимаемся по лестнице ведущей к Капитолию, на пути замечаем Памятник Коле ди Риенцо:

IMG_8498 (n.luzeninova@gmail.com)

Памятник Коле ди Риенцо (Николе ди Лоренцо Габрини) в Риме – одна из лучших работ известного итальянского скульптора Джироламо Мазини.
Памятник, выполненный в сочетании бронзы, мрамора и кирпича, установлен вблизи монументальной лестницы на Капитолийском холме. Это место было выбрано не случайно, ведь именно здесь великий политический деятель, мечтавший о восстановлении Священной Римской империи, был убит в ходе народного восстания в 1354 году.
Бронзовая статуя Колы ди Риенцо выполнена в натуральную величину. Великий трибун изображен с поднятой правой рукой, обращенный к народу с пламенной речью. Цоколь памятника, построенный по проекту архитектора Франческо, щедро украшен лепными деталями и мраморными рельефами.

сама лестница Лестница Микеланджело, украшена античными скульптурами:

IMG_8499 (n.luzeninova@gmail.com)

Белая мраморная лестница, ведущая к Капитолию, проектировалась знаменитым архитектором Микеланджело Кардоната в 1536 году. Микеланджело вообще любил проектировать лестницы, о чем говорят многочисленные лестницы, расположенные в различных выдающихся зданиях Италии.
Поднимаясь по лестнице, можно встретить двух львов-сторожей, расположенных по обе стороны лестницы. Эти львы были привезены из египетского храма богини Исиды. На самом верху лестницы располагаются две конные статуи Кастора и Поллукса, которые, согласно легенде, были найдены в театре Помпеи.
Лестница ведет на площадь Капитолия, в самом центре которой возвышается копия статуи Марка Аврелия, привезенная в Рим в 1538 году и установленная по приказу Папы Павла III, хотя сам Микеланджело был против ее установки.

IMG_8502 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8503

поднимаемся на верх к Сенаторскому дворцу:

IMG_8504 (n.luzeninova@gmail.com)

Исторически это место было всегда связано с политической жизнью города. Дворец был построен в качестве государственного архива ещё в 78 году до н.э. В настоящее время Сенаторский дворец на Капитолийской площади Рима является резиденцией мэра.
Один из семи холмов, на которых возник старейший город мира — Капитолийский. На его вершине и был построен средневековый Сенаторский дворец, в античном подвале которого находится часть экспозиции знаменитого Капитолийского музея. С падением Римской империи дворец пришёл в упадок, а в средние века это здание использовали в качестве крепости. Римский папа Павел III пригласил для реставрации дворца в 1538 известного скульптора Микеланджело Буонарроти, творениями которого стали фонтан и лестница. По центру фонтана была установлена статуя Ликующий Рим
Работы по строительству и восстановлению также вел Джакомо дела Порта. По его чертежам выполнен сегодняшний фасад здания, а завершен был весь комплекс Капитолийской площади в 1940 году. Сегодня туристы могут насладиться колокольней, которая была разрушена от удара молнии, а после восстановлена по эскизам Мартино Лонги. В 1200 году в Рим из Витербо привезли колокол, и сегодня он звонит при выборах столичного мэра.

Перед дворцом стоит Статуя Марка Аврелия:

IMG_8507 (n.luzeninova@gmail.com)

Конная статуя Марка Аврелия, созданная в 180-х годах, представляет собой бронзовую древнеримскую статую. Первоначально позолоченная статуя Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Скульптура является единственной статуей, которая уцелела с античности.
На статуе, превышающей натуральную величину в два раза, Марк Аврелий изображен в солдатском плаще поверх туники. Статуя очень проста по своему замыслу и композиции. Марк Аврелий здесь изображен не только как величественный император, который победил врагов, но и как философ-мыслитель. Лицо Аврелия индивидуальное, с выступающими скулами и выпуклыми глазами. Его голова слегка наклонена вперед, а губы плотно сжаты. Глаза императора, как и на других его портретах, наполовину прикрыты верхними веками.

Сам дворец украшен несколькими античными скульптурами:

IMG_8508

IMG_8509 (n.luzeninova@gmail.com)

IMG_8510 (n.luzeninova@gmail.com)

Справа от дворца находится арка, через которую мы попадаем к Форуму на Капитолийском холме:

IMG_8511 (n.luzeninova@gmail.com)

Капитолийский холм:

IMG_8516 (n.luzeninova@gmail.com)

Из семи римских холмов Капитолийский холм является самым невысоким и небольшим по площади, но его роль в истории города — неоценима.
Во времена Ромула и Рема на этом месте был защищенный скалами утес с двумя вершинами и небольшой долиной. В древности можно было подняться на Капитолий только со стороны Форума.
Когда-то здесь возвышались храм Юноны Монеты, величественный храм Юпитера Капитолийского, построенный в честь Юпитера, Юноны и Минервы. В наши дни к Капитолию ведут три лестницы.
В XVI веке Капитолийский холм был перестроен по проекту Микеланджело.
Великий художник спроектировал лестницу из белого мрамора. Она связывала площадь Арачели с Капитолийским холмом. Помимо лестницы Микеланджело создал проекты дворцов Палаццо деи Консерватори и Палаццо Нуово, фасад Дворца сенаторов, а также общий облик Капитолийской площади. В самом центре Капитолийского холма возвышается монументальная скульптура — бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия. Ее судьба достаточно интересна. Созданная в 176 году неизвестным скульптором, она чудом сохранилась во времена тотального уничтожения языческих идолов только потому, что ее ошибочно приняли за изображение Константина.
Капитолийский холм — сердце Вечного города.

IMG_8521 (n.luzeninova@gmail.com)

От сюда по билетам можно попасть на сами форумы, но мы решили не тратить деньги, а посмотреть на все со стороны, поэтому возвращаемся обратно к Капитолию, обращаем свое внимание на льва с ручкой в стене:

IMG_8522

Обходим дворец слева и обнаруживаем статую волчицы, вскормившей Ромула и Рема:

IMG_8523 (n.luzeninova@gmail.com)

Статуя Капитолийской волчицы (лат. Lupa Capitolina) — этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до нашей эры и хранящаяся в Риме с античных времен.
Первое упоминание о Капитолийской волчице содержится в «Естественной истории» Плиния. Он пишет, что скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы. Цицерон уже пишет, что скульптура располагалась на Капитолийском холме и однажды была поражена молнией.
Скульптура изображает волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев — Ромула и Рема, легендарных основателей Рима. Бронзовая статуя Капитолийской волчицы приписывается иногда мастеру Вулке. Сильный зверь, крепко вцепившийся напряженными передними лапами в землю и повернувший морду с оскаленной пастью, будто защищает младенцев Ромула и Рема, фигурки которых были помещены под животом волчицы.

Тут обнаруживаем еще одну смотровую площадку от которой открывается вид на Капитолийский холм, Храм Веспасиана:

IMG_8529 (n.luzeninova@gmail.com)

Храм Веспасиана, которого Сенат провозгласил богом, был возведен к югу от храма Сатурна. До наших дней сохранились лишь фрагменты коринфской колоннады сооружения, возвышающиеся среди других руин исторического центра Рима.
Начал строительство храма император Тит после смерти Веспасиана в 79 году, а закончил его младший брат Домициан в 87 году, и посвятил данный храм своему отцу и брату. Данное здание было возведено по причине того, что в античном Риме был культ семьи и наследники могли в память о родственниках возводить монументальные сооружения.
Так же строительство храма служило своего рода гарантией того, что следующие поколения римлян будут относиться с почтением к семье императора Веспасиана и династия Флавиев будет возвеличена. Подобное служение культу императора подчеркивало верность народа своему императору и его семье. Иностранные граждане видели во всем этом дипломатический и политический жест.
Здание храма очень сильно пострадало в средние века, когда папа Бонифаций Восьмой пытался реконструировать Римский Форум. На данный момент времени от всей постройки остались лишь три колонны коринфского стиля, расположенные в юго-восточном углу строения, и подиум.
Но даже развалины храма способны произвести на человека довольно сильное эмоциональное впечатление, позволяя представить былое величие здания.

Мы же направляемся наконец-то к Колизею, проходим через римский форум:

 

IMG_8533 IMG_8534 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8537 (n.luzeninova@gmail.com)

Колонна Траяна:

IMG_8539

Колонна Траяна, расположенная на форуме Траяна в Риме, была создана архитектором Аполлодором Дамасским в 113 году в честь побед Траяна над даками.
Колонна высотой 38 метров и диаметром 4 метра представляет собой сооружение из 20 блоков каррарского мрамора. Внутри колоны находится винтовая лестница со 185 ступенями, которая ведет к площадке на капители. Колонна весит около 40 тонн. Ее ствол 23 раза спиралью обволакивает лента длиной 190 метров с рельефами, которые изображают эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально монумент был увенчан орлом, позже – статуей Траяна, а в 1588 году папа Сикст V установил на нее статую апостола Петра, которая до сих пор на ней находится.
На рельефах в основном изображены действия римской армии: постройка укреплений, передвижения, переправы через реки, сражения. Всего на колонне около 2 500 фигур.
В основании колонны стоит дверь, которая ведет в зал, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины.

Траяновые рынки:

IMG_8540 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8541

выходим на улицу Via dei fori Imperiali, которая ведет к Колизею:

IMG_8547

которая украшена Скульптурами императоров:

IMG_8548

 

IMG_8550 (n.luzeninova@gmail.com)

IMG_8551

IMG_8552 (n.luzeninova@gmail.com)

Проходим мимо Базилики Santi Cosma e Damiano:

IMG_8553

а вот и сам Колизей:

IMG_8557

Колизей – самый большой и величественный амфитеатр старины, один из ярчайших напоминаний о могуществе и жестокости Римской Империи.
Строительство Колизея продолжалось около пяти лет (75-80 гг. н.э.). Само сооружение имеет форму эллипса, длина продольной оси которого равна 188 метрам. Высота каменных стен – 48,5 метра. Наружная стена амфитеатра имеет 4 яруса: три нижних представляют собой аркады, а верхний – сплошная стена, расчлененная пилястрами и квадратными окнами. К истории Колизея была причастна даже римская католическая церковь. В 1750 году папа Бенедикт XIV придал Колизею статус святого места, поскольку, как считала церковь, амфитеатр был местом гибели «за Христа» многих мучеников языческого Рима.
В амфитеатре вершились судьбы тысячи людей – здесь находили свой конец и преступники, приговоренные к смертной казни, и гладиаторы, и даже дикие животные, стравливаемые на потеху неугомонному зрителю.
Первые зрители побывали здесь уже в 80 году н.э. Места для них распределялись строго согласно занимаемому положению в обществе. Ближе всего к арене находились «ложи» императора и приближенных. Первый ярус, состоящий из двадцати рядов мраморных скамей, был отведен для знати, всадников и прочих почетных граждан города. Последующий блок состоял из 16 рядов скамей из мрамора. Эта часть амфитеатра предназначалась для римских граждан среднего сословия.
Колизей тщательно охраняется правительством Италии, а 7 июля 2007 года он вошел в новую семерку Чудес света.

IMG_8559

обходим Колизей вокруг:

IMG_8563

проходим мимо Арки Константина:

IMG_8567

Этим самым внешним неприятелем был Максенций, в годы гражданской войны поверженный войсками Константина. Арку построили в 315 году, и в качестве украшений задействовали большое количество барельефов и скульптур, часть из которых позаимствовали у других мемориальных сооружений.
Вызвано это было рядом причин, главная из которых — предельно сжатые сроки возведения Триумфальной арки. Более того, на момент ее постройки искусство Римской империи переживало ощутимый упадок, и ушедших старых мастеров было трудно заменить новыми талантами. Понятное дело, что император Константин при виде неказистого мемориала в свою честь мог изрядно опечалиться, а потому приходилось задействовать уже имевшиеся резервы. В конечном итоге такая стратегия себя оправдала, и Триумфальная Арка Константина вышла поистине впечатляющей, как в отношении габаритов, так и в отношении декора.
Одна только толщина стен арки равна семи метрам. В высоту сооружение имеет 21 метр, а в ширину — 36. Статуи и элементы декора времен Марка Аврелия и Траяна соседствуют с барельефами, изображающими сцены битвы и триумфального возвращения императора в Рим.

и идем дальше вдоль Колизея, внутрь решили не заходить, подумав, что 20 евро того не стоят, и отправились гулять дальше.

IMG_8568

Колизей местами ремонтируют:

IMG_8573

новая кладка:

IMG_8576 (n.luzeninova@gmail.com)

Время идет к вечеру, мы же решили сходить к отелю, чтоб немного отдохнуть и вернуться к Колизею уже с началом темноты. В Риме начало смеркаться и по Виа Национале мы отправились к Колизею пешком, проходим мимо дворца Pallazzo delle Esposizioni:

IMG_8580

Выставочный дворец — здание, выполненное в неоклассическом стиле. Спроектирован Пио Пьячентини, торжественно открыт в 1883. С тех пор стал местом проведения многочисленных манифестаций и выставок искусства. Во время фашистской эпохи фасад, по случаю пары выставок (Выставка фашистской революции, Августовская выставка Римского мира) был временно изменен, так как считалось, что его стиль не идет в ногу со временем. С 1927 до 2004 был штаб-квартирой и местом проведения выставок организации Квадриеннале ди Рома, и остается привилегированным местом проведения выставки «Четырехлетие искусства». Также дворец располагает кинотеатром на 139 мест, аудиторией на 90 мест, форумом (многофункциональным залом), кафетерием, рестораномна 240 мест и библиотекой.

В самом конце Виа Национале упираемся в церковь и сворачиваем на небольшую улочку Via Tor de Conti:

IMG_8582

Проходим мимо еще одной церкви:

IMG_8586

Мимо витрины кафе с огромной рыбой:

IMG_8587 (n.luzeninova@gmail.com)

и выходим на Императорские форумы:

IMG_8588 (n.luzeninova@gmail.com)

идем к Колизею и любуемся им в ночи с мистической подсветкой:

IMG_8600 IMG_8605 (n.luzeninova@gmail.com) IMG_8610

На этом наш первый насыщенный день закончился.

Продолжение следует…

Описание к фотографиям  использовалась с http://www.rutraveller.ru/ и частично с Википедии (https://ru.wikipedia.org/)

hamster